Предлагается дифференцировать ответственность за загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления

В настоящее время действующая редакция статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами без дифференциации таких нарушений.

При этом Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, содержит различные условия осуществления деятельности в области обращения с отходами, дифференцированные в зависимости от класса опасности отходов.

Существующая редакция статьи 8.2 КоАП РФ не учитывает эти аспекты и устанавливает единые размеры штрафов вне зависимости от значимости правового предписания, нарушение которого является административным правонарушением.

Законопроектом предлагается в статье 8.2 КоАП РФ конкретизировать состав административных правонарушений, дифференцировав их следующим образом:

Первый - несоблюдение санэпидтребований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, хранении и захоронении отходов производства и потребления.

Второй - несоблюдение экологических и (или) санэпидтребований при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, обращении с озоноразрушающими веществами.

Третий - несоблюдение или отсутствие нормативов образования отходов производства и потребления I-IV классов опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил, направленных на обеспечение безопасного обращения с такими отходами.

Четвертый - то же в отношении отходов V класса.

Пятый - неисполнение обязанностей по контролю за состоянием и воздействием на окружающую среду и проведению работ по восстановлению нарушенных земель по окончании эксплуатации объектов размещения отходов производства и потребления, по подтверждению отнесения отходов производства и потребления к классам опасности, по организации и осуществлению производственного контроля в области обращения с такими отходами.

Шестой - несоблюдение обязанностей по предоставлению субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении таких отходов.

Последствия административного правонарушения

При этом максимальная мера ответственности, предусмотренная в отдельных составах данной статьи, в частности, для юрлиц, не изменится. В настоящее время предельный размер штрафа для них согласно указанной норме составляет 250 тыс. руб., вместо этого может применяться административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Законопроект предусматривает отдельные составы, предел ответственности по которым снижен. Например, за несоблюдение обязанностей по представлению необходимой отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, штраф для юрлиц составит от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Ответственность за нарушение экологических требований и правил обращения с отходами различных классов опасности также предлагается разграничить: если речь идет об отходах V класса опасности (практически неопасные отходы), к юрлицам будут применяться более низкие штрафы.


К списку статей