5 новых «поводов» для внеплановой проверки Ростехнадзором

В конце 2021 года Ростехнадзор опубликовал Приказ № 397, в котором определены критерии для проведения внеплановых проверок ОПО. Это связано с тем, что плановых мероприятий явно недостаточно для снижения количества катастроф и повышения уровня безопасности работы опасных производственных объектов.

Согласно статистике в 2021 году количество аварий увеличилось на 13%. Ранее предусмотренные законодательством поводы для внеурочного контроля существенно ограничивают возможности регулятора.

С утверждением Приказа № 397 ситуация коренным образом меняется, поэтому особо большое значение приобретает своевременная регистрация технических устройств и соблюдение правил промышленной безопасности при его использовании.

Наличие «инцидентов»

Понятие «инцидент» достаточно расплывчато, но в области ПБ таковым принято считать аварию локального масштаба, которая не привела к ущербу здоровью рабочих или населения, инфраструктуре за пределами предприятия, или окружающей среде. Несмотря на тот факт, что об «инцидентах» нужно сообщать целому ряду контролирующих ведомств, они всегда были внутренним делом предприятия. Но с утверждением Приказа № 397 три нештатные ситуации в течение календарного года — однозначный повод для внеочередной проверки ОПО.

Аварийный потенциал

Приказ № 397 узаконил внеплановую проверку всех технических устройств одного вида и класса, принадлежащих или эксплуатируемых предприятием, после аварии, связанной с нарушением требований правил промышленной безопасности, лишь на одном из них. Сколько бы ОПО или технических устройств не числилось на балансе организации, Ростехнадзор получает право проверить их все по собственному желанию даже без санкции прокуратуры.

Отсутствие лицензии

Сведения о лицензировании в реестр должны вноситься не позднее 4 месяцев со дня регистрации ОПО. Согласно нормативным документом лицензию должны выдать в течение 45 дней, но и отказ оглашают в те же сроки. Если по каким-то причинам ни с первой, ни со второй попытки лицензию получить не удается (существует огромное количество формальных поводов для отказа), то 3 месяца уже будут потеряны. Завершить 3-ю попытку раньше установленного 4-месячного срока не получится — это повод для проверки и гарантированных штрафных санкций.

Не до конца выполненная консервация или ликвидация ОПО

Иногда предприятия не до конца проходят процедуру консервации или ликвидации. Опускается необходимость снимать с учета ОПО и технические устройства в Ростехнадзоре. Регистрации ЭПБ проекта консервации или ликвидации недостаточно. Даже если опасные объекты физически не существуют, запись о них в реестре дает Ростехнадзору формальный повод проверять их состояние, так как «на бумаге» они есть. Как минимум будет выписан штраф за отсутствие отчета о производственном контроле.

Отсутствие данных о владельце ОПО в ЕГРЮЛ/ЕГРИП

Логика простая. Если юридическое лицо может исчезнуть, то ОПО, как материальный объект, — нет. Следовательно, требуется контроль. Как Ростехнадзор собирается на практике реализовывать такой повод для проверки в отношении несуществующего юридического лица — большой вопрос, но формально он есть.


К списку статей